9
2017

Впитывающий разум ребенка - Мария Монтессори

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Ребенка Впитывающий разум Мария Монтессори -
  • Ребенка Впитывающий разум Мария Монтессори -
  • Популярное в категории - Книги / Обучение и развитие детей


Впитывающий разум ребенка - Мария Монтессори

книг о методике Марии Монтессори. Некоторое время назад, находясь в поисках М.Монтессори "Впитывающий разум ребенка". Монтессори М. - Впитывающий разум ребенка - djvu. Монтессори М. Мария Монтессори. Помоги мне сделать сам. Microsoft Word документ В этой книги М.Монтессори описала особые периоды восприимчивости у детей в возрасте от 0 до 6 лет. Автор книги рассматривает, как в раннем./

Учитель должен быть безупречен. Однако это заблуждение надо отнести не только на счет учителя. Виновата вся школьная система, которая, к сожалению, базируется на искаженной основе.

Образец возражения на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства

Предположим, мы станем изучать сам феномен ошибки; тогда становится очевидным, что все совершают ошибки. Это одна из реальностей нашей жизни, и признать это — значит уже сделать большой шаг вперед.

Если нам предстоит идти узкой тропой истины и не терять связи с реальностью, то тогда мы должны согласиться, что любой из нас может ошибаться, иначе мы все были бы совершенны. Поэтому полезно культивировать дружеское отношение к ошибке как и неизбежному спутнику нашей жизни, как к чему-то, у чего есть цель, а ведь так оно и есть на самом деле. Многие ошибки уходят сами.

Маленький ребенок начинает ходить неуверенно, качается и падает, но в конце концов, ходит нормально. Он исправляет ошибки по мере своего роста и опыта. Мы занимаемся самообманом, если думаем, что всегда идем прямой дорогой к совершенству.

Истина заключается в том, что мы делаем одну ошибку за другой, и мы себя не поправляем. Мы не можем понимать свои ошибки, мы живем в состоянии иллюзии, отрезанные от реальности. Учитель, который считает, что он совершенен, и никогда не замечает собственных ошибок — плохой учитель. Если мы стремимся к совершенству, мы должны обращать внимание на свои собственные недостатки, потому что, только исправляя их, мы можем улучшить себя.

Аннотация к книге "Впитывающий разум ребенка"

Мы должны увидеть их во всем свете дня и принять их существование как нечто, что будет сопутствовать нам всю жизнь. Ошибки играют важную роль даже в точных науках математике, физике, химии и др. Появление позитивной науки сделало необходимым научное изучение ошибки, потому что она использует точные инструменты для оценки ошибки.

После того как измерения сделаны, становятся важными две вещи: Наука всегда говорит на языке приближения, а не абсолюта, и это оставляет место для выводов. Например, инъекция антибиотиков эффективна в 95 процентах случаев. Но важно знать, что есть 5 процентов неопределенности. Даже линейные измерения приводятся с точностью до определенной доли единицы. Ни одна цифра не приводится или не принимается без указания ее возможной погрешности, и именно этот подсчет и делает ее ценной.

Возможные погрешности так же важны, как сами данные, которые иначе не принимаются всерьез. Если оценка погрешности так важна в точных науках, то тем более важна она в нашей работе. Потому что ошибки для нас представляют особенную важность, и чтобы их исправить или устранить, прежде всего необходимо их знать. Тут мы подошли к научному принципу, который также является дорогой к совершенству.

Что бы ни делали школа, учителя, дети и прочие, ошибки будут неизбежны. Так что частью школьной жизни должно стать следующее правило, а именно: Это свойство материала помогает сохранить достоинство маленькому ученику и развивает у него уверенность в своих силах на мой взгляд, многим современным людям этого не хватает, потому, что всех воспитывали тыкая носом в ошибки, а то и переходя на обсуждение личности.

Таким образом получается, что учитель учит лишь пользоваться материалом, проверять ошибки, а потом ученик уже учит себя сам. Оттачивает тот или иной навык с интересом. И это открывает широкие перспективы для педагогики.

Учитель тратит свои силы очень обдуманно и дозировано. На 40 детей в Монтессори классах приходится учителя на 70 кв. Еще это дает возможность для инклюзивного образования — когда инвалид учится в классе со здоровыми детьми.

У учителя достаточно времени объяснить все ребенку индивидуально, а ему развиваться в своем запоздалом от сверстников темпе. Я уж не говорю про детей с небольшими особенностями типа СДВГ, которых сейчас полно в каждом классе, а в рамках современной системы образования они как красная тряпка для быка для учителя. Других детей это учит терпимости и понимаю, что люди и жизненные ситуации бывают разные, а значит, милосердию и практическому умению жить рядом с такими людьми.

Дети в школах обычного типа часто не имеют преставления о том, что делают ошибки. Они делают их бессознательно и совсем равнодушно, потому что исправлять их — это не их дело, а учителя! Как же далеко это от нашего собственного преставления о свободе! Но если я не могу исправить себя сама, мне придется искать чьей-то помощи, кто, может, знает не лучше меня.

Насколько было бы лучше, если бы я могла распознать свои собственные ошибки и затем их исправить! Если что-то и может сделать характер нерешительным, так это неспособность контролировать ситуацию, не прибегая к совету со стороны. Это порождает удручающее чувство неполноценности и отсутствия уверенности в себе.

Предположим, я хочу посетить определенный город, но не знаю дороги. Такое довольно часто случается с нами в жизни. Тогда я сверяюсь с картой и ищу дорожные указатели. Карта и дорожные указатели — это та помощь, без которой мне пришлось бы спрашивать дорогу и, вполне возможно, получать противоречивые ответы. Надежное руководство и возможность проверки по ходу дела — вот необходимые условия, чтобы куда-нибудь попасть. Таким образом, то, что требуется в науке и в практической жизни, безусловно должно быть принято в обучении с самого начала как необходимое.

Наряду с инструкциями и материалами для работы мы должны дать и это. Способность прогрессировать в большой мере обусловлена свободой и правильной дорогой, по которой следует продвигаться; но к этому необходимо добавить еще способ получить ответ, не сошли ли мы с дороги, и если сошли, то когда.

Если этот принцип реализуется как в школе, так и в повседневной жизни, тогда не важно, совершенны ли учителя и матери или нет. Ошибки, сделанные взрослыми, представляют определенный интерес, и дети им сочувствуют, но совершенно отстраненно. Это становится для них одной из сторон жизни, и тот факт, что мы все сможем совершать ошибки, вызывает в их сердце чувство глубокой привязанности, и это еще одна причина союза матери и ребенка.

Ошибки сближают нас и делают лучшими друзьями. Братство легче зарождается на пути ошибок, чем безупречности. Вспомним, что одно из первых упражнений, которые выполняют наши дети, — это упражнение с набором цилиндров равной высоты, но разного диаметра, который соответсвует разным отверстиям в бруске дерева.

Первое, что надо сделать, — это понять, что все они различны, второе — взять их сверху за ручку большим, указательным и средним пальцами. Ребенок начинает вставлять их в отверстия по одному, но в конце обнаруживает, что совершил ошибку.

Остался один цилиндр, который слишком велик для единственного оставшегося отверстия, тогда как остальные проходят слишком свободно. Ребенок смотрит еще раз и изучает их более внимательно. Он столкнулся с проблемой — тот оставшийся цилиндр, который показывает, что он совершил ошибку. Однако это как раз то, что добавляет интереса к игре и заставляет его повторять ее раз за разом.

Так этот материал удовлетворяет двум требованиям: Наш дидактический материал всегда разработан так, чтобы давать возможность наглядной и ощутимой проверки. Двухлетний малыш может начать им пользоваться и быстро понять способ исправления своих ошибок. Благодаря ежедневной практике он становится уверенным в себе. Но это означает не то, что он уже совершенен, а лишь то, что он начинает осознавать свои способности, и это возбуждает в нем желание стараться.

Ребенок мог бы сказать так: Так что здесь мы имеем благоразумие, уверенность и опыт — отличный багаж для путешествий по жизни. Если нам кажется, что наши традиции пришли в упадок и их необходимо возродить, нам следует обратиться к детям, ибо через взрослых результата не добиться.

Для того чтобы воздействовать на общество, мы должны воздействовать, в первую очередь, на детей. Отсюда вытекает необходимость создания сети школ для малышей, поскольку именно дети будут в дальнейшем строить человеческое общество, используя те элементы, которые мы им дадим.

Самое большое влияние на детей мы можем оказывать посредством особой организации окружающей их обстановки: Ребенок с его безграничными возможностями действительно может изменить облик человечества, поскольку сам же его и создает.

Ребенок дарит нам огромную надежду и новое видение стоящих перед нами проблем: Психо-эмбриональная жизнь Таким образом, распознав в ребенке существо, наделенное психической жизнью, мы должны признать, что он нуждается в нашей заботе с самого рождения. Психическая жизнь малыша с момента появления на свет, с первых дней его существования настоятельно требует внимания психологов.

Это интереснейший объект исследований, который может привести нас к открытию новых направлений в науке, подобно тому как исследования физической стороны жизни привели к появлению физической гигиены и педиатрии.

Итак, если новорожденный наделен психической жизнью, значит она появилась в нем до рождения, иначе быть не может. Следовательно, психическая жизнь возникает еще в эмбрионе. Допустив эту мысль, мы должны задаться вопросом, на каком именно этапе эмбрионального развития это происходит. Значит их психика может функционировать так же, как и у детей, вынашивавшихся девять месяцев. Долгое время ребенка считали существом, лишенным психической жизни, и только недавно ученые, стали принимать во внимание некоторые, ранее не изученные особенности человеческой психики.

Результатом такого подхода стали новые проблески осознания взрослыми своей ответственности за детей. Процесс появления ребенка на свет начал вызывать интерес и у писателей, и у психологов. Поэтому мысль о том, что ребенку надо помочь приспособиться к окружающей обстановке, становится естественной для тех, кто занимается подобными исследованиями. Необходимо постоянно помнить, что новорожденный способен испытывать страх. Известно, что младенцы, оказавшись в ванночке с водой спустя несколько часов после рождения, часто делают судорожные движения, похожие на попытки уцепиться за что-нибудь при падении.

Именно в таких движениях проявляется младенческий страх. Например, она наделяет мать инстинктом, который заставляет роженицу прижимать к себе малыша, чтобы защитить его от яркого света. Кроме тоги природа распорядилась так, что и сама мать весьма беспомощна в первый период жизни ребенка.

Вынужденная соблюдать покой для восстановления собственных сил, мать тем самым передает необходимое ощущение покоя ребенку. Получаете так, что мать подсознательно чувствует, что ее малыш перенес травму, поэтому держит его около себя, согревая теплом своего тела и оберегая от излишних впечатлений. Следовательно, здесь имеет место не только инстинктивная помощь, направленная на преодоление трудностей в новой обстановке, но и акт, связанный с воспитанием потомства.

Рождение и развитие Неразвитый даже в физическом отношении новорожденный младенец должен построить сложнейшее создание, коим является человек. И поскольку ничто не заложено в человеке, он должен сам выстроить и свою психическую жизнь, и двигательные механизмы, которые являются отражением психики. Младенец - инертное существо, он не умеет даже держать головку, но с ним произойдет чудо Двигательная инертность новорожденных заставляет нас вспомнить об открытии Когхилла: Так и в ребенке, прежде чем он научится двигаться, должна сформироваться психическая основа.

Следовательно, созидательная деятельность ребенка начинается в области психики, а не моторики. Для развития человека формирование психической жизни важнее, чем овладение движениями, поскольку сами движения будут позже освоены при помощи психики. Если разум отличает человека от животного, значит первой задачей человека при появлении на свет должно быть Построение разума. Все остальное - ждет. Так, например, тело не может сохранять равновесие, а следовательно, ребенок не может удержать себя в сидячем или стоячем положении, пока его мозжечок и нервы не достигнут определенного уровня зрелости.

Ни воспитание, ни тренировки не смогут сдвинуть границы этих возможностей. Органы движения постепенно, по мере их созревания, подчиняются командам психики, которая потом будет руководить с их помощью освоением пространства. Познание окружающего мира, ежедневно упражняющее человека, развивает координацию движений и стремление подчинить их своей воле. В отличие от животных, человек не обладает врожденной координацией движений - он должен выработать ее сам.

Но кроме того, у его движений нет определенной цели - он должен найти ее. Теперь следует выяснить, какие именно особенности присущи ребенку.

Для того чтобы найти правильный ориентир, необходимо признать следующий факт: Как мы уже подчеркивали, психика человека имеет приоритет в развитии, а органы тела находятся некоторое время в состоянии ожидания, готовясь подчиниться ей. Когда же органы начинают действовать, последующее психическое совершенствование протекает через движение, через активное освоение окружающей среды.

Поэтому дети, которые не могут воспользоваться уже готовыми к работе органами, отстают в умственном плане. Ведь у психического развития нет пределов, и в значительной степени оно зависит от нашей возможности использовать инструменты познания, преодолевать путы бессилия. Все это происходит внутри человека.

Другие статьи на эту тему

Однако психическое развитие несет в себе одну тайну: И покуда младенец пребывает в психоэмбриональном состоянии, выявить эти возможности мы не можем.

На этом этапе все младенцы в мире весьма похожи друг на друга. Можно сказать, что при рождении они равны между собой: Процессы, происходящие в психике, напоминают особенности физического формирования эмбриона: И только на следующих этапах зародыши, первоначально развивавшиеся совершенно одинаково, приобретают отличительные признаки. Точно так же, духовный эмбрион может превратиться в гениального художника, в политического лидера, в святого, может - в обыкновенного человека.

Но и обыкновенные люди, в свою очередь, проявляют совершенно несхожие склонности, которые побуждают их, соответственно, занимать разные места в человеческом обществе. И все же мы не можем предвидеть, не можем угадать, в какую сторону пойдет развитие человека, когда он находится на постнатальном эмбриональном этапе своего формирования. Развитие психики подталкивает каждого малыша к освоению у мира. И если на этом этапе наша помощь будет соответствовать, высшим человеческим целям, мы увидим, насколько успешнее станут развиваться потенциальные возможности каждого индивида.

Следовательно, существует единый способ обращаться с детьми этого периода жизни, Если обучение начинается с момента рождения, оно должно идти по единому для всех пути.

Dxerror.log и directx.log в папке windows

Ни философы, ни ученые не в силах придумать и навязать нам тот или иной метод обучения. Только природа, установившая свои законы и заложившая в человеке определенные потребности развития, может диктовать нам такие обучающие методы, которые будут иметь вполне конкретную цель - исполнение жизненных потребностей и законов.

Только сам ребенок может выявить эти законы и эти потребности - своими спонтанными реакциями, своими успехами. Мы увидим это по тому, спокоен ли он, счастлив ли он. Подсказками будут служить интенсивность его деятельности, постоянство свободного выбора. Мы должны будем учиться у него и помогать ему всем, чем возможно. Итак, психологи вычленили из последующего развития человека краткий, но решающий период его жизни: И хотя их трактовка основывалась только на фрейдистских концепциях, она все же содержала реальные данные.

Регрессия и подавление суть явления разные. Регрессия означает подсознательное решение новорожденного двигаться в обратном направлении, т. Она способна вызвать в процессе дальнейшего развития формирование у ребенка отрицательных свойств. Она может спровоцировать психическую трансформацию, или, точнее, психические отклонения, и, как следствие, малыш будет развиваться неправильно.

Признаки регрессии разнообразны, но проявляются они сходным образом. Малыш будто выносит приговор этому миру и говорит себе: Многочасовой сон считается нормальным для новорожденного, но он не должен слишком превышать норму Он несет в себе психическое отталкивание младенцем внешнего мира и жизни.

Еще один способ проявить признак регрессии - плач младенца при пробуждении: Всякое открытие, которое, казалось, могло бы сделать малыша счастливым, напротив, пугает его и внушает чувство отвращения к последующим экспериментам. Создается впечатление, что окружающий мир, вместо того, чтобы быть привлекательным для растущего существа, отталкивает его. А если с раннего детства ребенок испытывает неприязнь к тому, что должно стать средством его развития, то расти нормально он не сможет.

Став взрослым, он так же будет отталкивать от себя окружающий мир, бояться людей, останется таким же робким. В борьбе за существование, в общественной жизни такой человек всегда будет проигрывать, его никогда не посетит чувство радости, отваги или счастья. Такова страшная подсознательная реакция психики. Мы можем силой воли выбросить что-то из нашей памяти, но подсознание, которое, казалось бы, не чувствует и не запоминает, пострашнее простого запоминания.

В этом заключается большая опасность для человечества: Наше небрежение не подстрекает детей к бунту, как это происходит со взрослыми.

Читалка - Детский Клуб Montessori-City-yasenevo!

Мы просто попустительствуем становлению личности более слабой, чем она могла бы стать. Тем самым мы формируем характер, который будет обходить препятствия на жизненном пути, не преодолевая их.

Мы формируем личность, которая сама станет препятствием на пути человеческого прогресса. Завоевание независимости Ребенок, у которого отсутствуют признаки регрессии, весьма очевидным и энергичным образом демонстрирует свое стремление к функциональной свободе. Его развитие становится толчком к обретению все большей и большей независимости.

Оно подобно полету пущенной из лука стрелы, летящей прямо, быстро и точно в цель. Завоевание свободы начинается с самого рождения.

Некая жизненная сила действует в индивидууме и ведет его по ступеням эволюции, покуда маленькое существо растет, совершенствуется и преодолевает препятствия на своем пути. Таковы рамки психики нормального ребенка: А теперь возьмем другой пример, когда в силу пережитого страха ребенок не чувствует никакого влечения к познанию внешнего мира.

Очевидно, что эти два типа детей будут развиваться по-разному. Исследования детей в возрасте шести месяцев позволяют выявить определенные особенности, которые можно считать признаками нормального развития. В этот момент ребенок переживает известные физические изменения. Некоторые из них не видны глазу и их можно выявить только с помощью лабораторных анализов, например, начало выделения желудком необходимой для пищеварения соляной кислоты, к шести месяцам у ребенка появляются и первые зубки.

То есть мы наблюдаем дальнейшее совершенствование тела, которое следует по определенным ступеням роста. Оно позволяет шестимесячному младенцу обходиться без материнского кормления или, по крайней мере, дополнять молоко другими продуктами. Если учитывать, что до этого возраста ребенок абсолютно зависел от материнского молока, поскольку не был в состоянии переварить иную пищу, станет очевидным, что к шести месяцам им сделан важный шаг в завоевании свободы, словно малыш сказал себе: Нечто подобное происходит с подростками, которые в определенном возрасте начинают испытывать чувство унижения от того, что зависят от семьи, и отказываются жить за счет родителей.

Приблизительно к этому моменту который, соответственно, считается критическим моментом жизни ребенка малыш начинает произносить первые слоги. Этот первый камешек в основании огромного здания - собственной речи, еще один большой шаг в обретении независимости. Научившись говорить, ребенок уже может сам объяснить, что ему хочется, а не ждать, когда взрослые догадаются об этом. При помощи слов он вступает в общение, поскольку другого средства общения у человечества нет. Освоение речи и возможность разумного контакта с людьми - это огромный шаг на пути к независимости.

Малыш больше уже не похож на глухонемого, который не в состоянии ни объясниться сам, ни понять окружающих. Овладев речью, он овладевает и способностью слышать, и способностью произносить слова.

Через определенное время, приблизительно к году, малыш начинает ходить, и это высвобождает его из еще одного плена. Теперь он топает сам и даже убегает от нас, уверенный в том, что ножки уведут его, куда он захочет.

Так, благодаря последовательному обретению независимости, постепенно, шаг за шагом человек развивается и становится свободным. Здесь действует не сознательная воля личности, но природный феномен стремления к независимости.

Действительно, необходимость расти, независимость - все это дается ребенку природой, которая и ведет его к свободе. Если бы мы захотели раньше времени научить ребенка ходить, у нас бы ничего не вышло, поскольку данная способность зависит от различных аспектов физического развития, происходящих одновременно, то есть от достижения вполне определенного уровня зрелости.

Попытка ускорить естественный процесс может только навредить ребенку. Им руководит природа, и он должен подчиняться ее строгим законам. Точно так же нам не удастся сдержать ребенка, научившегося ходить, ибо если в человеке сформировались какие-то органы, то он непременно должен ими пользоваться. Как только орган полностью подготовлен, он должен немедленно начать взаимодействовать с окружающим миром.

Она и обуславливает окончательное совершенствование органа. Если же такого освоения не происходит, то орган развивается анормально. Итак, ребенок может развиваться только посредством освоения окружающего мира. Как только малыш осваивает речь, он начинает безудержно болтать, и ничто не принудит его к молчанию.

Заставить ребенка умолкнуть - одна из сложнейших вещей в жизни. Но если бы дети не ходили и не говорили, они не смогли бы расти нормально и стали бы отставать в развитии. Ходьбой, бегом, прыжками и прочими упражнениями малыш развивает свои ножки. Природа сначала создает инструменты, а затем совершенствует их, заставляя функционировать и осваивать окружающий мир.

Овладевший новыми способностями и тем самым укрепивший собственную независимость, ребенок может развиваться нормально, только если он имеет свободу действий. Он станет использовать завоеванную им независимость. Психологи подчеркивают, что развитие не происходит само по себе: Если трактовать обучение как помощь в развитии жизни ребенка, то мы должны испытывать счастье всякий раз, когда наши дети делают очередной шаг к обретению независимости. Мы должны радоваться, когда наш малыш произносит первые слова, тем более, что знаем: Однако проблема обучения встает со всей остротой, если мы отдадим себе отчет в следующем: Первой проблемой обучения является создание вокруг ребенка такого пространства, которое способствовало бы развитию функций, данных ему природой.

Это подразумевает не только необходимость удовлетворять потребности малыша и позволять ему делать то, что ему нравится. Нет, прежде всего мы должны вступить в сотрудничество с природой, подчиниться одному из ее законов, гласящему: Свою независимость - телесную и духовную - ребенок ищет в труде.

Его не волнует, что знают другие; он хочет до всего дойти сам, хочет самостоятельно освоить и познать мир. Мы должны ясно понять, что, предоставляя ребенку свободу и независимость, мы даем свободу трудоголику, который живет только своей работой, только своей активностью. Деятельность - это форма существования жизни. И если мы попытаемся остановить ее в человеке, то станем причиной дегенерации личности.

Все, что сотворено природой, есть результат деятельности. Сама жизнь есть деятельность, и только посредством деятельности она может совершенствоваться. Общественные устремления, приобретенные нами через опыт предшествующих поколений сокращение времени, затрачиваемого на труд; использование наемной силы; стремление увеличить время досуга природа позволяет нам увидеть лишь в недоразвитых детях.

Подобные устремления - признак регрессии ребенка, которому мы не помогли адаптироваться к окружающему миру в первые дни после рождения, и который соответственно получил отвращение ко всякого рода деятельности. Такой малыш будет постоянно требовать, чтобы ему во всем помогали, носили на руках или возили в коляске; он будет избегать компании других детей; его сон будет долог.

Все перечисленные черты указывают на вырождение. Это признаки того, что ребенок стремится к возвращению в эмбриональное состояние, они хорошо изучены и описаны.

Нормально развивающийся ребенок стремится к свободе, тот же, кто избегает независимости - дегенеративен. Обучение таких детей должно быть построено особым образом. Как воспрепятствовать регрессии, которая задерживает нормальное развитие? Ведь ребенок с отклонениями не любит окружающий его мир, поскольку в нем слишком много трудностей и препятствий.

Сегодня изучение отсталых детей привело к созданию специального направления в психологии - психопатологии. Все это важно, учитывая все возрастающее число детей с отклонениями в развитии. Педагоги считают, что такой ребенок должен меньше чувствовать сопротивление окружающей среды. Поэтому они стараются уменьшить число препятствий, встречающихся ребенку, а по возможности - устранить их полностью. Сегодня взрослые стараются сделать привлекательным все, что окружает ребенка, и особенно - ребенка, который испытывает неприязнь к внешнему миру.

Они пытаются помочь ему, пробуждая в малыше чувства симпатии и расположения, и преодолевая недоверие и неприязнь. Ребенку создаются особые условия для приятных ему занятий, поскольку активная деятельность необходима для развития.

Пространство, в котором находится ребенок, должно предлагать ему богатый выбор мотивировок, которые подталкивают его к деятельности и побуждают к обретению собственного опыта. Таковы вполне ясные принципы, которые могут помочь отсталому ребенку освободиться от признаков регрессии и осуществить переход от безделья к труду, от пассивности к активности, от состояния страха, заставляющего малыша цепляться за близких, к радостной свободе, которая ведет его завоевывать мир.

От бездеятельности - к труду! Вот как следует строить нашу заботу о детях, поскольку именно так происходит развитие здорового ребенка.

Это должно лечь в основу новых принципов обучения и воспитания, согласно установкам природы. Помимо генов на него кардинальным образом воздействует окружающая среда. Это видно на примере особого интереса малыша к некоторым повторяющимся и внешне бессмысленным действиям: Как именно происходит созревание, мы не видим, поскольку сами повторяющиеся действия на первый взгляд не были напрямую связаны с возникшей функцией.

Кроме того, они сразу же прекратились, ибо сознательный интерес ребенка был перенесен на другие действия, и началась подготовка других механизмов.

Если лишить ребенка возможности осваивать такие действия в моменты, предусмотренные природой, его особая восприимчивость угаснет, а развитие, как и созревание, окажутся нарушенными. Вклад ребенка в жизнь общества: Надо заметить, что в глазах общественного мнения далеко не все черты слабости признаны таковыми.

Можно сказать, что дети разделяются взрослыми на три типа: Однако и в моей первой школе, и во всех последующих я наблюдала, как мгновенно исчезают эти особенности поведения у ребятишек, стоит им только заинтересоваться какой-либо деятельностью, привлекшей их внимание. Так называемые плохие, хорошие и замечательные качества - все исчезает - и остается просто ребенок. Этим я хочу сказать, что до сих пор люди не сумели найти меру добра и зла, а также того, что выходит за рамки этих двух понятий: В наших школах дети доказали, что единственным их устремлением является постоянство в труде.

До сих пор никто не делал подобных наблюдений, и никто не определял, каким образом в ребенке происходит спонтанный выбор рода деятельности. Следуя своему внутреннему поведению, наши малыши каждый по-своему занимались именно тем, что доставляло им безмятежность и радость. И тогда происходило нечто совершенно непривычное: Это нас особенно поразило: Ведь это могло помочь разрешить некоторые насущные проблемы.

Удивительно было видеть малышей, которые в обстановке полной свободы искали себе занятия, каждый - по своему выбору, погружались в них, и при этом в группе сохранялась отменная дисциплина.

Подобное я наблюдала на протяжении сорока лет в разных странах. Это доказывало, что оказавшись в обстановке, которая позволяет заниматься упорядоченной деятельностью, дети демонстрируют новые качества. В них развивается особый тип психики, присущий всем людям, но доселе скрывавшийся под наслоениями иных качеств.

Подобная перемена в детях, приходящая к появлению единого типа, происходит не постепенно, а внезапно. Это случается всякий раз, когда ребенок погружается в какую-нибудь деятельность. Для этого воспитателю не нужно заставлять ленивого малыша, - достаточно просто облегчить контакт ребенка с предметами труда, находящимися в окружающем его пространстве. Как только ребенок осваивает то или иное занятие, все его недостатки сразу исчезают. Его не нужно ни в чем убеждать - просто что-то внутри него открывается для внешней деятельности, пробуждает энергию и направляет ее на непрерывную и повторяющуюся работу.

Эта целостность создается и закрепляется с помощью активного освоения окружающего мира, к которому побуждает нас природа. В наших школах дети принадлежали к разным классам общества, разным народам и разным ступеням цивилизации, и тем не менее, мы сталкивались с этим явлением постоянно.

Это наиболее важный результат нашей работы. Сегодня, спустя много лет, это открытие, многократно проверенное опытами, получило свое подтверждение. Та же игровая терапия позволяет ребенку выбирать из множества игрушек или подражательных игр то, что ему больше нравится. Обеспечить подобную широту выбора у себя дома семья, как правило, не в состоянии. Однако задача подобных учреждений весьма ограничена. Они - всего лишь центры оздоровления, что-то типа санаториев для больных трудных детей.

Нам пока еще не хватает понимания, что только труд и свобода исправляют пороки развития, а значит, все детские учреждения должны положить в основу своей деятельности именно эти принципы. Во многих странах педагоги пытались применить принципы свободы и активности в школьной практике.

Но сама их трактовка этих понятий была слишком эмпирична. Свобода упрощенно понималась как немедленное освобождение детей от репрессивных мер: Разумеется, подобная трактовка носила негативный характер, поскольку предполагала просто отказ от принудительности. Так вырастают неаккуратные дети, поскольку порядок навязывался им взрослыми; так растут маленькие бездельники, поскольку работу взрослые тоже навязывали; так растут непослушные дети, ибо послушание для них было вынужденной необходимостью.

Свобода должна быть следствием развития скрытых в ребенке мотивов, и она должна опираться на обучение. Развитие само по себе активно. Это процесс формирования личности посредством освоения ребенком окружающего мира. Эту длительную работу должен проделать в себе каждый ребенок. Этого невозможно достичь обучением. Нормализация происходит при концентрации детей на какой-то деятельности.

Значит, необходимо, чтобы в окружающем ребенка пространстве имелись мотивы, способные вызвать его интерес. Необходимо, чтобы процесс работы вызывал у них искреннее уважение и интерес. Интересное, свободно избранное, способное привлечь, хотя порой и утомительное занятие, увеличивает энергию и умственные способности ребенка, а также его самообладание. Возникает особый воспитательный метод, основанный на знании законов развития детской психологии.

В наших школах дети не только укрепляли свой характер - их разум жадно искал и впитывал в себя всякое знание. Можно было утверждать, что, совершенствуясь, они совершали свой подъем к вершинам духовной жизни.

Общественное развитие Окружающая среда Первый шаг, который должен сделать ребенок, - найти путь и способы концентрации, которые укрепят основы характера и подготовят поведение человека в обществе. Здесь сразу же возникает необходимость приспособить для этих целей окружающую среду, поскольку никто извне не может помочь малышу научиться сосредотачиваться, чтобы правильно организовать собственную психику. Он вынужден делать это сам. Наше главное требование к школе - обеспечить детей возможностью таких занятий, которые способствуют сосредоточению.

Замкнутое пространство наша школа в целом, или ее отдельный класс позволяют концентрироваться лучше: Стимулирующая деятельность, уютное место для занятий, концентрация - все это способствует формированию характера и становлению личности. В обычную школу дети приходят чаще всего после пяти лет, то есть когда первый период их развития уже закончен. Наша школа, напротив, предназначена для совсем маленьких детей. Она создает для них благоприятную обстановку, в которой формируются и приобретают особую важность первые элементы характера.

Мысль о том, что пространство вокруг ребенка должно быть организовано особым образом, вызвала в свое время очень широкий интерес. Художники, архитекторы, психологи начали работать вместе, пытаясь найти точные пропорции помещений и художественные элементы оформления школы, которая не только служила бы прибежищем для малышей, но и способствовала их концентрации.

Важна была не столько форма и размер помещения - сами по себе они ничего не решают - сколько предметы, поскольку именно предметы позволяют ребенку сосредотачиваться.

Отбор предметов для наших школ происходило учетом опыта самих детей. Первой мыслью было разнообразить пространство для занятий всем понемногу и дать детям возможность отобрать предметы по своему вкусу. С тех пор все, что мы использовали в наших школах, отбиралось в результате экспериментов, проводившихся в разных странах, и всякий раз выбор делали сами дети.

Таким образом, мы используем то, что нравится всем детям. Это напоминает отчасти поведение насекомых, они всегда тянутся к одним и тем же цветам - к тем, которые им нужны.

Разумеется, предметы, на которые падает выбор детей, тоже нужны им: Множество предложенных им игрушек малыши, как правило, оставляли без внимания. Из большого числа предметов, которые должны были научить их различать цвета, они выбирали только один тип - разноцветные дощечки. С тех пор мы используем их во всех школах.

читать романы  босс влюблен в свою секретаршу

Даже форма предметов и интенсивность их окраски определялась детьми. Необходимость ограничить круг используемых материалов отразилась на общественной жизни класса. Ведь если предметов слишком много или в классе больше одного набора материалов, то группа из тридцати-сорока детей сразу их перепутает между собой. Следовательно, число предметов должно быть невелико, даже если группа достаточно большая.

Книги по методике М.Монтессори (Скачать!)

На класс должен приходиться только один экземпляр каждого предмета. Если ребенок захочет взять то, чем уже кто-то занят, он не сможет этого сделать. Так развиваются некоторые очень важные черты общественного поведения: Ведь детей много, а предмет один!

И поскольку это повторяется много раз в день, из года в год, ребенок проникается сознанием того, что необходимо уважать других и уметь ждать. И это сознание крепнет в нем с течением времени. Общество основано не на предпочтениях, а на гармоничном сочетании различных видов деятельности. Личный опыт помогает детям спонтанно развить такую общественную добродетель, как терпеливость, то есть самоотреченное сдерживание собственных порывов.

Мы не можем иначе привить трехлетним малышам подобные формы морали. Но это помогает им, приобрести собственный опыт - в иной обстановке нормализация не наступает.

Видя, как наши дети терпеливо ждут своей очереди, тогда как в других школах они обычно дерутся за право обладания вещью, педагоги удивленно спрашивали: Просто сочетание подготовленного пространства и свободы позволили проявиться качествам, которые не часто встречаются у детей трех-шести лет. Вмешательство взрослых в эти первые шаги общественного поведения, как правило, неразумно.

Один из них ошибается, идет в неправильном направлении и, казалось бы, столкновения не избежать. Стремление взрослого - схватить ребенка и развернуть его в другую сторону. Но малыш и сам найдет выход, сам решит эту задачу, может быть иначе, чем взрослый, но все равно решит.

Подобные проблемы встречаются детям на каждом шагу, и они с удовольствием самостоятельно ищут выход из положения. Они протестуют, когда вмешиваются взрослые, а когда те оставляют их в покое, прекрасно справляются с задачей. Это еще один путь обретения опыта поведения в обществе, а мирное решение подобных проблем дает необходимый опыт ситуаций, смоделировать которые педагог не сумел бы.

Автор: Мария Монтессори.  "Впитывающий разум ребенка" - это перевод с английского языка труда М. Монтессори "The Absorbent Mind", в котором автор описала особые периоды восприимчивости у детей в возрасте от 0 до 6 лет.

Обычно, когда учитель вмешивается, его решение всегда отличается от решения детей, что нарушает социальную гармонию в классе. Значит, при возникновении сложностей, за исключением редких случаев, мы должны дать ребятам возможность разобраться самим.

Это позволит нам с большей объективностью судить о поведении детей, которое мы пока плохо себе представляем. Подобный ежедневный опыт укрепляет общественные отношения. Педагоги, использующие метод прямого воспитания, не понимают, как развивается общественное поведение ребенка в школе Монтессори, где, по их мнению, заботятся об изучаемых предметах, но не об общественной жизни.

1 comments on “Впитывающий разум ребенка - Мария Монтессори”

  1. Купить книгу «Впитывающий разум ребенка» автора Мария Монтессори и другие произведения в разделе Книги в интернет-магазине goldzoloto.ru